Уровень сформированности навыков критического мышления у школьников оценивается по нескольким критериям: 13
- Умение ясно и чётко формулировать вопрос или проблему. 1 Важно обратить внимание на любознательность ученика, его желание ставить вопросы и находить на них ответы. 1
- Умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и понятий. 1 Нужно оценить, умеет ли ученик отделять главное от второстепенного в тексте и акцентировать внимание на первом. 1
- Умение выделять необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке. 1 Оценивается, насколько развито умение ориентироваться в тексте, работать с понятиями, суждениями, умозаключениями. 1
- Умение устанавливать причинно-следственные связи. 1 Оценивается, насколько учащийся видит взаимосвязь между событиями, понимает, как различные части информации связаны между собой. 1
- Умение сравнивать и выделять главное. 1 Оценивается, может ли ученик выделить в сравниваемых предметах или явлениях один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. 1
- Умение обобщать и анализировать. 1 Оценивается, способен ли ученик рассуждать, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других. 1
По каждому критерию выставляется балл от 0 до 2. 1 Максимальное количество баллов — 12. 1 Низкий уровень развития — 0–5 баллов, средний уровень — 6–10 баллов, высокий уровень — 11–12 баллов. 1
Также для оценки уровня сформированности критического мышления у младших школьников можно использовать методику «Сравнение понятий». 4 Учащимся называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят записать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. 4