Умение находить художественные средства в литературном произведении оценивается в рамках литературного анализа. 1
Некоторые критерии оценивания:
- Умение распознавать художественно-изобразительные средства на фонетическом, лексико-грамматическом и синтаксическом уровне. 3 Например, оценивается способность находить такие средства, как ассонанс, эпитет, метафора, сравнение, гипербола и другие. 3
- Определение функции художественных средств. 1 Важно не только найти их в тексте, но и понять, что они помогают подчеркнуть, какое впечатление создают. 1
- Анализ стиля автора. 1 Оценивается лексический состав (архаизмы, неологизмы, диалектизмы), синтаксические конструкции (простые/сложные предложения), ритмическая организация прозы, соотношение диалогов и описаний, особенности повествовательной техники. 1
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения. 25 Оценивается умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, а также роль художественных средств в этом процессе. 25
При оценке могут использоваться разные задания, например, связанные с определением настроения, ключевых образов и способов их воплощения, основных тем и мотивов лирики, образов-символов, связанных с художественной условностью. 4