Аккуратность выполнения письменных работ в начальной школе оценивается по разным видам работ, например диктантам, контрольным списываниям, изложениям и сочинениям. 12
Для диктантов установлены следующие критерии: 1
- «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера). 1
- «4» — допущено 1–2 орфографические ошибки, работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 1
- «3» — допущено 3–5 орфографических ошибок, работа написана небрежно. 1
- «2» — допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 1
Для контрольного списывания установлены следующие критерии: 1
- «5» — выполнено без ошибок и исправлений. 1
- «4» — допущены 1–2 исправления или 1 ошибка. 1
- «3» — допущены 3–5 исправлений или 2–3 ошибки. 1
- «2» — допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок. 1
Для изложений и сочинений основными критериями оценки являются полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. 1 При этом в начальной школе сочинения и изложения носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. 1
При оценивании каллиграфии также выделяют высокий, средний и низкий уровни развития навыка письма: 3
- Высокий уровень — письмо с правильной каллиграфией, допускается 1–2 негрубых недочёта. 3
- Средний уровень — письмо с 2–3 существенными недочётами (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1–2 негрубых недочёта. 3
- Низкий уровень — письмо, которое не соответствует многим из перечисленных требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 3