Для оценки темпо-ритмической организации речи ребёнка используют различные методики, например, разработанные Е. Ф. Архиповой, Г. А. Волковой, И. А. Поваровой, Н. В. Серебряковой, Ю. О. Филатовой. scienceforum.ru solncesvet.ru
Некоторые задания, которые помогают оценить темпо-ритмическую организацию речи:
- Определение темпа речи. infourok.ru scienceforum.ru Ребёнку предлагают повторить за экспериментатором предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на диктофон. infourok.ru Затем вычисляют количество слогов в секунду. infourok.ru По критериям оценки выделяют нормальный (4–5 слогов в секунду), ускоренный (7–8 слогов в секунду), замедленный (2–3 слога в секунду) и другие варианты темпа. infourok.ru scienceforum.ru
- Исследование восприятия темпа речи. infourok.ru Ребёнку предлагают на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает педагог, и показать соответствующую картинку-символ. infourok.ru Например, зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ёжика — нормальный темп. infourok.ru
- Исследование воспроизведения отражённого темпа речи. infourok.ru Ребёнку предлагают прослушать предложения и повторить их в том же темпе за педагогом. infourok.ru
- Самостоятельное управление темпом речи. www.art-talant.org Ребёнок должен самостоятельно изменить темп речи по сигналу. www.art-talant.org Например, при предъявлении различных картинок-символов менять темп речи по ходу чтения стихотворения, например, «Мой весёлый звонкий мяч» С. Маршака. scienceforum.ru
При оценке темпо-ритмической организации речи также учитывают такие параметры, как ритм (нормальный или аритмия) и паузация (правильная или нарушенная). scienceforum.ru elib.cspu.ru