Чтобы оценить потенциал развития ребёнка через его обучаемость, можно использовать следующие методы:
- Диагностика уровня обучаемости. 1 Ребёнку предлагают незнакомый материал, показывают образец применения и дают самостоятельную работу на 15–20 минут. 1 Задача — выполнить задание по образцу и перенести полученное знание в новую ситуацию. 1
- Констатирующий эксперимент. 3 Этот метод предшествует обучению и является его отправной точкой. 3 С его помощью выявляют актуальный уровень развития ребёнка и его умение работать самостоятельно. 3
- Обучающий эксперимент. 3 Этот метод позволяет определить вероятные способности детей, выяснить сдвиги, которые происходят в их мышлении под воздействием конкретных факторов, и проследить динамику процесса обучения. 3
- Проблемносинтетическая методика. 4 Ребёнку предлагают решить достаточно сложную, проблемную, нетипичную задачу. 4 На основе того, как он её решает, судят о качественном своеобразии свойств, входящих в структуру обучаемости. 4
Обучаемость может проявляться через такие компоненты, как активность ориентирования в новых условиях, интеллектуальная инициатива, восприимчивость к поддержке другого человека при выполнении сложного для него задания и другие. 3
Чем выше обучаемость ребёнка, тем шире его зона ближайшего развития. 4 Это утверждение связано с тем, что на первом уровне ребёнок может действовать самостоятельно, а на втором — при помощи взрослого. 3