Личностные результаты обучения в школе оценивают в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. 13 К их проведению привлекают специалистов, не работающих в образовательном учреждении и обладающих компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. 4
Некоторые методы оценки личностных результатов:
- Наблюдение. 13 Метод сбора первичной психолого-педагогической информации путём регистрации наличия или отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. 3
- Анкетные опросы. 3 Совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих личностных качеств. 3
- Проективные тесты. 3 Психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя. 3
- Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. 24 Оно должно представлять подборку лучших работ, отобранных самим учащимся для оценивания, и работы, которые показывают рост и развитие учащегося по достижению запланированных результатов. 4
- Беседа. 1 Педагог получает информацию об особенностях развития ребёнка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). 1
- Опрос. 1 С помощью опроса могут быть собраны объективные (факты, сведения) и субъективные (мнения, позиции) данные. 1
- Альтернативные методы исследования. 1 Например, эссе, защита исследовательских проектов, научные эксперименты, дебаты, ток-шоу, различные презентации, дискуссии, ролевые игры, художественные работы обучающихся, являющиеся практическими результатами их деятельности. 1
Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. 35