Для оценки коммуникативных навыков ученика во время устного собеседования можно обратить внимание на следующие аспекты:
- Логичность и связность диалога. 1 Ответы должны быть осмысленными, без резких переходов и противоречий. 1
- Речевой этикет. 1 Важно использовать вежливые формы обращений и ответов («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и т. д.). 1
- Соответствие теме. 1 Все ответы и вопросы должны быть строго в рамках предложенной темы. 1
- Грамотность речи. 1 Нужно минимизировать речевые, орфоэпические и стилистические ошибки. 1
- Продолжительность диалога. 1 Он длится 3–4 минуты, при этом школьник должен активно участвовать в беседе. 1
Некоторые критерии оценки диалога:
- Монотонность ответов. 1 Короткие односложные ответы («да», «нет») снижают баллы за коммуникативность. 1
- Отсутствие вопросов. 1 Экзаменуемый забывает задавать встречные вопросы, что нарушает структуру диалога. 1
- Отклонение от темы. 1 Попытки уйти в сторону от заданной темы приводят к потере баллов. 1
- Неправильное использование речевого этикета. 1 Пренебрежение формами вежливости негативно сказывается на оценке. 1
Также при оценке монологического высказывания ученика во время устного собеседования обращают внимание на его объём, смысловую цельность, завершённость, строгую композицию, единый стиль оформления и разнообразие синтаксических конструкций. 2