Грамотность восьмиклассника при написании текста можно оценить по числу допущенных ошибок: орфографических, пунктуационных и грамматических. 14
Некоторые критерии оценки:
- Оценка «5». 15 Содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно. 15 Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 15 Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 15 Допускается 1–2 речевых недочёта. 1
- Оценка «4». 1 Содержание работы в основном соответствует теме, есть незначительные отклонения. 1 Содержание в основном достоверно, но есть единичные фактические неточности. 1 Есть незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 1 Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 1 Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 1 Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3–4 речевых недочётов. 1
- Оценка «3». 1 В работе допущены существенные отклонения от темы. 1 Работа достоверна в главном, но в ней есть отдельные фактические неточности. 1 Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 5 Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5 Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 5
На оценку также влияет количество допущенных однотипных, негрубых ошибок, а также сделанные учеником исправления. 4 Например, если в работе более 5 поправок (исправление неверного написания на верное), оценка за грамотность снижается на один балл. 4 Отметка «5» не выставляется при наличии 3 исправлений и более. 4