Согласно системе оценивания, установленной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), при оценке грамотности письменного текста учитывают следующие критерии: 2
- Правильное написание слов. 2 За каждую ошибку в орфографии или пунктуации снимают определённое количество баллов. 2 Также оценивают грамматическое построение предложений и всего текста. 2
- Грамотное использование слов и выражений. 2 Учитывают правильный выбор лексики и стиля написания. 2 Неправильное использование слов, грубые или неуместные выражения могут отрицательно повлиять на оценку. 2
- Связность текста. 2 Оценивают правильность построения и связывания предложений, последовательность изложения мыслей. 2
Некоторые нормы оценивания:
- Негрубые ошибки считают за половину ошибки, при этом нечётное количество негрубых ошибок округляют в пользу ученика. 2
- Повторяющиеся ошибки считают как одну. 2
- Первые три ошибки одного типа считают за одну, при этом каждая последующая ошибка такого типа учитывается как отдельная. 2
- Несколько ошибок в словарных словах считают за одну. 2
- Если в одном непроверяемом слове допущено 2 или больше ошибок, все они считаются за одну. 2
- Два исправления в орфограмме (пунктограмме) принимают за одну ошибку. 2
Кроме того, при выставлении отметки учитывают почерк учащегося и уровень сложности текста. 2
Любое сочинение или изложение оценивают двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 34