Для оценки эффективности профориентационных мероприятий можно использовать следующие подходы:
- Оценка по факту выбора профессии, учебного заведения и места работы. 1 Чем выше число учащихся, выбравших рекомендованные им профессии, тем выше эффективность профориентационной работы. 1
- Количественный подход. 1 Например, сколько учащихся было «охвачено» теми или иными профориентационными мероприятиями и профконсультациями, каков процент тех, кто выбрал профессию, по отношению к тем, кто ещё не определился. 1
- Качественная оценка эффективности профессионального самоопределения. 1 При этом подходе можно определить, какие изменения произошли в мотивации, отношении к самому процессу профессионального самоопределения, в расширении информационно-когнитивной базы выбора, в формировании и развитии волевого и исполнительного компонентов действий учащегося, а также ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессионального выбора с жизненным и личностным выбором. 1
Некоторые критерии оценки эффективности профориентационной работы:
- Своевременность профессионального выбора. 3 Нормативный выбор профессии происходит в 14–15 лет, то есть в 8–9 классе. 3
- Осознанность выбора. 3 Подросток может знать предмет, условия, средства труда, требования профессии, пути получения профессии, противопоказания, но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения профессии и успешной работы — интеллектуальных, физических, финансовых. 3
- Реалистичность выбора. 3 Например, подросток хочет стать учёным, но результаты работы с интеллектуальными тестами невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. 3
- Согласованность. 3 При этом критерии выбора профессии, путей получения профессии и результаты психологической диагностики лежат в одной плоскости. 3
Своевременность, осознанность, реалистичность и согласованность профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методов психологической диагностики. 2