Чтобы объяснить иностранцу виды русского глагола, можно следовать таким рекомендациям:
- Организовать наблюдение над глаголами. 1 Преподаватель даёт глаголы, например: петь — запеть, кричать — крикнуть, решать — решить. 1 Нужно проанализировать, что они сообщают о действии, которое обозначают. 1 Результаты наблюдений можно обобщить в схеме или таблице, в которой отмечаются признаки действия, передаваемые глаголами: время совершения, длительность протекания, последовательность выполнения действий, завершённость действия и его законченность. 1
- Перейти к теоретическому объяснению. 1 Учитель сообщает о наличии в языке категории вида как постоянной глагольной характеристики, рассказывает о видовых различиях и парах, раскрывает роль приставок и суффиксов в образовании противопоставлений в рамках этой категории. 1
- Раскрыть речевые ситуации, в которых уместно употребление глаголов разных видов. 1 Важно показать связь категории вида и времени. 1 Например, совершенный вид не может использоваться в сообщениях, относящихся к настоящему времени, в то же время глаголы несовершенного вида в прошедшем времени не обозначают законченного действия. 1
- Познакомить с историей возникновения видов. 3 Это поможет иностранцам понять логику видовых оппозиций и найти аналогии с глагольными формами родного языка. 3
- Предложить языковые упражнения. 2 Они обеспечат закрепление материала. 2 Например, заполнение пропусков в предложении, выбор правильной формы глагола из предложенных, трансформация предложений, образование одной грамматической формы от другой. 2
Также можно объяснить иностранцу, что употребление того или иного вида глагола тесно связано с ситуацией общения. 4