Чтобы объяснить иностранцу деепричастия и причастия, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- Начать с повторения ранее изученного материала. 2 Следует обратиться к темам «Глагол: морфологические и грамматические признаки», «Наречие: морфологические и грамматические признаки». 2
- Дать определение деепричастия. 2 Это неизменяемая форма глагола, которая обозначает дополнительное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом. 2 Например: «Сидя в библиотеке, студенты читали книги». 2
- Познакомить с грамматическими признаками деепричастия. 2 Можно обратить внимание на заранее подготовленную таблицу, в которой нашли отражение признаки глагола и признаки наречия. 2
- Объяснить причастие на примере. 1 Показать картинку и спросить, что на ней изображено. 1 Затем дать другой вариант описания — «отдыхающий рабочий». 1 В интерактивной форме выяснить, что слово «отдыхающий» образовано от глагола «отдыхать» и отвечает на вопрос «какой» — как прилагательное. 1
- Предложить упражнения на образование причастий от разных глаголов. 1 Для этого можно использовать список глаголов или картинки, которые связывают учебный процесс с жизнью. 1
- Предложить изменять причастия по падежам. 1 Для этого нужно ставить словосочетания с причастиями в разные контексты. 1
Для изучения причастий и деепричастий можно использовать специальные учебные пособия, например, «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ПРИЧАСТИЕ» и «ЗНАКОМЬТЕСЬ: ДЕЕПРИЧАСТИЕ» автора Т. Ф. Куприяновой. 3 В них даётся подробная характеристика глагольных форм, на основе таблиц объясняется специфика их образования, а комплекс упражнений позволяет научиться использовать причастия и деепричастия в контексте. 3