Феномен оптических иллюзий в старинных зданиях объясняется тем, что древние зодчие сознательно нарушали геометрию строения. 16 Они изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры, чтобы «перехитрить» зрение. 16
Некоторые приёмы, которые использовались:
Оптическая иррадиация. 26 Светлые предметы на тёмном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле, а тёмные на светлом, наоборот, меньше. 2 Например, при постройке Парфенона архитекторы сделали угловые колонны шире остальных и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. 23 Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении. 2
Эффект обратной перспективы. 36 Если смотреть снизу вверх, находясь в любом узком высоком здании, то будет казаться, что стены сужаются кверху. 6 Например, архитектор Джотто ди Бондоне, проектируя колокольню во Флоренции, сделал её верхнюю часть шире основания, при этом здание изнутри казалось совершенно одинаковым по всей высоте. 36
Иллюзия провисающего пола. 8 Если смотреть в перспективе на большую, абсолютно ровную горизонтальную поверхность, то создастся впечатление, что она провисает, прогибается. 8 Чтобы избежать этого эффекта, постройки строили на немного выпуклых поверхностях. 8
Таким образом, феномен оптических иллюзий в старинных зданиях объясняется тем, что архитекторы учитывали особенности зрительного восприятия и использовали эти знания для создания определённых пространственных впечатлений. 110