Для объяснения деления с остатком на 4 в рамках школьного обучения можно использовать следующие подходы:
- Подготовительный этап. 1 Полезно повторить табличное умножение и деление, решение простых задач, требующих деления, а также ряды чисел, делящиеся на заданное число (из таблицы умножения). 1
- Объяснение соотношения остатка и делителя. 1 Учащиеся решают примеры, предложенные учителем, например, числа 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 делят на 2, затем на 3, затем на 4 и на 5. 1 Примеры решаются устно, без записи. 1 Учитель записывает на доске делители и остатки в таблицу. 1 Сравнивая делители и остатки, учащиеся делают вывод о том, что остаток должен быть меньше делителя. 1
- Практическое решение задачи. 4 Например, 7 тетрадей раздали детям по 2 тетради каждому. 4 Сколько детей получили тетради? Сколько тетрадей осталось?. 4
- Введение алгоритмов деления с остатком. 1 Чтобы дети сознательно использовали способ подбора частного, полезно предлагать им задания вида: «Выбери из чисел 3, 4, 6, 7, 9 то число, которое можно вставить в „окошко“, чтобы запись была верной. Объясни, почему не подходят другие числа». 1
Также для объяснения понятия остатка можно использовать пример с конфетами: взять 7 конфет и попросить разделить на троих поровну. 2 У каждого в руке окажется 2 конфеты, а одна будет лишней. 2 Это и есть остаток. 2