Обстоятельства времени могут влиять на структуру повествования в художественных текстах несколькими способами:
Создание темпоральной организации. 2 В произведении могут сопоставляться или противопоставляться оси прошлого и настоящего, настоящего и будущего, прошлого и будущего. 2 Также могут противопоставляться такие аспекты, как длительность и моментальность, быстротечность и продолжительность и другие. 2
Влияние лица повествования. 2 Передача событий от первого или от третьего лица определяет характер языковых средств, используемых автором. 2 Текст, передаваемый от первого лица, представляет собой опыт и душевные переживания рассказчика, поэтому его выражением являются формы прошедшего, настоящего и будущего времени. 2 В повествовании от третьего лица нет ориентации на жизненный опыт рассказчика, и поэтому события изображаются как происходившие в прошлом, что определяет использование форм прошедшего времени. 2
Изменение временной перспективы. 4 По воле автора может смещаться временная перспектива, прошедшее мыслиться как настоящее, а будущее — предстать как прошедшее. 4 Также наблюдаются другие нарушения временного порядка в тексте — ахронии. 4 Они проявляются как ретроспекция, или возврат к уже обозначенному, изображённому событию, взгляд в прошлое, и как проспекции — то есть взгляд в будущее. 4
Влияние на динамику сюжета. 2 Художественный текст передаёт не весь временной поток, а лишь значимые фрагменты. 2 Эта временная дискретность является мощным средством динамизации сюжета. 2
Определение особенностей пространства. 5 Время играет главную организующую роль в хронотопе, оно определяет особенности пространства, события сюжета, поведение героев. 5
Ответ сформирован YandexGPT на основе текстов выбранных сайтов. В нём могут быть неточности.
Примеры полезных ответов Нейро на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Нейро.