Общее недоразвитие речи (ОНР) третьего уровня влияет на познавательные способности детей следующим образом:
- Задерживается формирование познавательной функции речи. 1 Речь ребёнка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации и общественного опыта. 1
- Наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления. 3 Дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых свойственна ригидность мышления. 2
- Снижена слухоречевая память и продуктивность запоминания. 3 Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объёма и скорости запоминания, медленный темп заучивания, нарушение порядка воспроизведения стимулов. 3
- Возникают трудности в установлении причинно-следственных связей между явлениями действительности. 3
Влияние ОНР третьего уровня на коммуникативные навыки детей:
- Снижается потребность в общении. 14 Дети стараются избежать речевого контакта, а когда он возникает, то является весьма кратковременным. 1
- Наблюдаются трудности в организации своего собственного речевого поведения, что негативно сказывается на взаимодействии с другими детьми. 2
- Дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации. 5
- Наблюдается неуверенность, робость, замедленная включаемость в коммуникативную ситуацию, неумение поддерживать беседу. 2
Однако при комплексном воздействии различных специалистов, семьи и детского коллектива дети с ОНР третьего уровня могут достичь достойного уровня развития коммуникативных навыков и социализации. 1