Характерные интервалы в гармонических ладах образуются благодаря понижению VI ступени мажора и повышению VII ступени минора. 2
В гармоническом миноре интервалы образуются от повышения VII ступени. 3 В этом случае высокая ступень является нижним звуком уменьшённых интервалов и верхним звуком увеличенных. 3В гармоническом мажоре характерные интервалы возникают от понижения VI ступени. 3 В этом случае низкая ступень служит нижним звуком увеличенных интервалов и верхним звуком уменьшённых. 3
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. 4 Для мажора — это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. 4 Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала, или верхним. 4