Обобщённость в научных текстах используется через широкое применение абстрактной лексики. 13 В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел. 1
Даже конкретная лексика в научном тексте выступает для обозначения общих понятий. 1 Например: «Филолог должен внимательно», то есть филолог вообще. 1 Или «Берёза хорошо переносит морозы», здесь имеется в виду не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. 1
Обобщённость проявляется и в использовании глаголов. 25 Они часто употребляются не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщённо-отвлечённом. 1 Например: «идти», «следовать», «привести», «составлять», «указывать» и другие обозначают не собственно движение, но нечто иное, отвлечённое. 1
Ещё один способ использования обобщённости — применение сложных синтаксических конструкций. 5 В тексте используются предложения с однородными членами и обобщающими словами и словосочетаниями. 5 Распространено применение подчинительных конструкций: «по причине того, того», «учитывая вышеизложенное», «опираясь на показания исследований». 5
Таким образом, обобщённость в научных текстах выражается через использование абстрактных понятий, специальной лексики, особых грамматических конструкций и других языковых средств. 14