Целостность педагогического процесса в современных образовательных учреждениях обеспечивается за счёт нескольких факторов, среди которых:
- Подчинённость всех процессов общей цели. 5 Все процессы, образующие педагогический процесс, должны быть направлены на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. 5
- Гармоническое взаимодействие компонентов процесса. 24 Целостность обеспечивается за счёт единства таких процессов, как освоение и конструирование содержания образования и материальной базы, деловое взаимодействие педагогов и воспитанников, неформальное общение, освоение воспитанниками содержания образования без участия педагога. 24
- Организация жизнедеятельности воспитанников. 24 Она должна отвечать их жизненным интересам и потребностям, оказывать сбалансированное воздействие на все сферы личности — сознание, чувство и волю. 24
- Использование современных подходов. 3 К ним относятся проектное и гибкое обучение, а также применение цифровых технологий. 3 Такие подходы создают условия для более глубокой и осмысленной вовлечённости учащихся. 3
- Применение принципов целостности педагогического процесса. 3 К ним относятся гуманизация, демократизация, связь теории с практикой и другие. 3
Некоторые примеры реализации этих принципов в современных школах: внедрение тьюторских систем, где назначенный тьютор помогает ученикам справляться с учебной нагрузкой и личными проблемами, или проведение выборов школьного самоуправления, где ученики могут выдвигать инициативы и участвовать в принятии решений. 3