Академическая свобода в системе высшего образования обеспечивается через автономию учебного заведения. 2 Под ней понимается самостоятельность в определении политики, осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой и другой деятельности. 2
Некоторые элементы, которые обеспечивают академическую свободу:
- Свобода исследования. 2 Учёный свободен в формулировании направлений своих научных изысканий, выборе методологии, оценке и распространении результатов исследований (публичные выступления, дебаты, научно-публицистические статьи и т. п.). 2
- Свобода обучения. 2 Обучающий (профессор, доцент) обладает правом содержательно и методологически свободно конструировать свои занятия со студентами в формате учебного процесса, принятым в данном вузе, свободно выражать своё научное мнение, даже если оно противоречит общепринятому. 2
- Свобода учения (учиться). 2 Студент свободен в выборе в рамках общепринятых учебных (лекции, практические, лабораторные занятия, зачёты/экзамены) и внеучебных (всевозможные письменные виды работ, дипломная работа/проект, практика и т. п.) занятий. 2
Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, её свободного изложения и распространения. 1