Чтобы обеспечить коммуникативно-речевые умения детей в дошкольном возрасте, можно использовать следующие методы:
- Создание предметно-пространственной среды. 4 Окружение ребёнка является источником опыта и стимулом к деятельности. 4 В группе можно оформить уголок развития речи с дидактическими играми, сериями картинок, сюжетными картинками. 4
- Использование игровой деятельности. 15 Игра даёт возможность детям взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. 45 Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. 1
- Трудовая деятельность. 1 В процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. 1
- Чтение художественной литературы. 15 Чтение и совместное обсуждение художественных произведений, разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и другие формы работы помогают развивать речь. 1
- Беседа. 5 В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. 5
- Индивидуальный подход. 4 При формировании навыков речевого общения важно учитывать, что малыши воспринимают только то обращение, которое адресовано именно им. 4
- Взаимодействие с родителями. 1 Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. 1
Для развития коммуникативных навыков и речи детей также важно, чтобы образовательная деятельность проводилась по подгруппам от 4 до 6–7 человек. 2