Для нахождения высокой певческой форманты в голосе ученика, обучающегося академическому вокалу, можно следовать таким рекомендациям:
- Сохранять действие головных резонаторов на всём диапазоне голоса. 1 Именно ощущение «головы» придаёт пению высокую позицию и полётность. 1
- Округлять (фокусировать) звук в области головного резонирования. 1 Субъективно это ощущается как вибрация в области верхней части лица (до рта). 1 У разных певцов вибрация ощущается в разных точках лица: у теноров — над нёбом, в скулах лица, у басов — чаще всего над передними зубами, у сопрано — в переносице. 1
- Иметь глубокое, эластичное свободное дыхание. 2 При этом важно активно работать брюшным прессом, чтобы плавный выдох был плавным. 2
- Использовать приём зевка. 15 Нужно открыть рот, сделать медленный вдох с лёгким звуком «удивления», почувствовать холодок на мягком небе. 5 На выдохе издать протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». 5 Язык не должен закрывать горло, губы не должны дрожать. 5
- Чётко формировать согласные и гласные звуки. 15 Именно в чисто, отчётливо пропетых гласных проявляются свойственные этим звукам частотные характеристики, и появляется высокая певческая форманта. 5
Для точного определения высокой певческой форманты в голосе ученика и её развития рекомендуется обратиться к педагогу.