Л. М. Митина трактует развитие педагогических способностей в рамках системного личностно-профессионального подхода. 26 Профессиональное развитие учителя, по Митиной, — это рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. 23 Главное — активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии. 3
А. К. Маркова рассматривает развитие педагогических способностей через призму профессиональной компетентности педагога. 5 Доминирующим блоком профессиональной компетентности, по Марковой, — личность педагога, в структуре которой она выделяет: 5
- Мотивацию личности (направленность личности и её виды). 5
- Свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности). 5
- Интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал). 5
Некоторые аспекты подхода А. К. Марковой к развитию педагогических способностей:
- Классификация педагогических умений. 1 В неё входят, например, умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять её в виде педагогических задач, изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределённости и другие. 1
- Понятие профессионализма педагога. 3 По Марковой, это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию. 3