Чтобы научиться определять типы подчинительной связи в предложении, можно следовать такому алгоритму: 1
- Определить части речи. 1 В словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово. 1 Нужно задать вопрос от главного к зависимому, чтобы понять вид связи. 1
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово: 3
- Примыкание. 3 Если зависимое слово — неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив или притяжательное местоимение), то тип связи — примыкание. 3 Например: её пальто (пальто чьё? её), их увлечение (увлечение чьё?) их. 3
- Управление. 3 Если зависимое слово — часть речи, которая способна изменяться (сама по себе, вне словосочетания) и имеет падеж, нужно посмотреть на главное слово. 3 Если главное слово — неизменяемая часть речи, то тип связи — управление. 3 Например: думая о делах (П.п.), ехать в деревню (В.п.), темно (где?) за окном. 3
- Согласование. 3 Если главное слово — изменяемая часть речи, то тип связи может быть или управление, или согласование. 3 Нужно изменить главное слово и посмотреть на зависимое: 3
- Управление. 3 Если зависимое продолжает стоять при главном в том же падеже, то тип связи — управление. 3 Например: принёс книгу, принесу книгу, принесём книгу, принесешь книгу. 3
- Согласование. 3 Если зависимое изменяется вместе с главным, то тип связи — согласование. 3 Например: карие глаза, карих глаз, карими глазами, о карих глазах. 3
Чтобы лучше запомнить комбинации главных и зависимых слов в разных видах подчинительной связи, можно использовать таблицы. 1 Также полезна практика: чем больше вариантов будет решено, тем легче будет определять типы связи. 1