Чтобы научить школьника планировать свои действия и прогнозировать их последствия, можно предпринять следующие шаги:
- Внедрять элементы планирования в бытовые действия. ug.ru Например, проговаривать с ребёнком план простейших действий: одеваться, идти гулять, убирать в своей комнате. ug.ru
- Использовать настенный календарь. ug.ru Вместе с ребёнком планировать неделю: в понедельник делать одно, во вторник — другое. ug.ru Важно не постоянно отменять запланированное. ug.ru
- Привлекать ребёнка к планированию и расставлять приоритеты. deti.mann-ivanov-ferber.ru Спрашивать: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». deti.mann-ivanov-ferber.ru Записывать каждый шаг, который назовёт ребёнок. deti.mann-ivanov-ferber.ru
- Поддерживать предсказуемый распорядок жизни семьи. deti.mann-ivanov-ferber.ru Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, едят по графику, им легче определять время между запланированными событиями. deti.mann-ivanov-ferber.ru
- Обсуждать с ребёнком, сколько времени ему понадобилось для выполнения дел. deti.mann-ivanov-ferber.ru Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. deti.mann-ivanov-ferber.ru Это основа развития навыка оценки времени — важного компонента планирования. deti.mann-ivanov-ferber.ru
- Запланировать многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. deti.mann-ivanov-ferber.ru Например, обсудить с ребёнком, как расписать день развлечений с друзьями. deti.mann-ivanov-ferber.ru Попросить его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. deti.mann-ivanov-ferber.ru
Также для формирования навыков планирования и прогнозирования можно использовать обучение решению текстовых задач. cyberleninka.ru Ученик выстраивает работу по определённому плану: анализ содержания задачи, поиск решения, само решение, ответ и проверка правильности решения. cyberleninka.ru