Чтобы научить школьника планировать свои действия и прогнозировать их последствия, можно предпринять следующие шаги:
- Внедрять элементы планирования в бытовые действия. 2 Например, проговаривать с ребёнком план простейших действий: одеваться, идти гулять, убирать в своей комнате. 2
- Использовать настенный календарь. 2 Вместе с ребёнком планировать неделю: в понедельник делать одно, во вторник — другое. 2 Важно не постоянно отменять запланированное. 2
- Привлекать ребёнка к планированию и расставлять приоритеты. 4 Спрашивать: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». 4 Записывать каждый шаг, который назовёт ребёнок. 4
- Поддерживать предсказуемый распорядок жизни семьи. 4 Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, едят по графику, им легче определять время между запланированными событиями. 4
- Обсуждать с ребёнком, сколько времени ему понадобилось для выполнения дел. 4 Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. 4 Это основа развития навыка оценки времени — важного компонента планирования. 4
- Запланировать многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. 4 Например, обсудить с ребёнком, как расписать день развлечений с друзьями. 4 Попросить его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. 4
Также для формирования навыков планирования и прогнозирования можно использовать обучение решению текстовых задач. 1 Ученик выстраивает работу по определённому плану: анализ содержания задачи, поиск решения, само решение, ответ и проверка правильности решения. 1