Чтобы научить детей правильно расставлять знаки препинания при причастных оборотах, можно использовать следующий алгоритм: 1
- Найти в предложении причастие. 1
- Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 1
- Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон. 1
- Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос «Какой?» (и поставить над ним крестик). 1
- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми. 1
Для закрепления материала можно предложить следующие задания:
- Игра «Редактор». 1 Ученики исправляют орфографические и пунктуационные ошибки в предложенном тексте. 1
- Работа с учебником. 2 Например, ученики выполняют упражнения, в которых нужно выписать из текста причастные обороты с определяемыми словами и объяснить знаки препинания при них. 3
- Устная работа. 4 Учитель зачитывает предложения, записанные на доске, а ученики определяют, есть ли в их составе причастный оборот. 4 Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, нужно поднять руку. 4
Также можно предложить ученикам составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. 3