Нарушения слуха влияют на способность к усвоению языка, вызывая недоразвитие всех сторон и компонентов речи: фонетического, лексико-грамматического и связной речи. 2
Некоторые особенности влияния нарушений слуха на усвоение языка:
- Поздние сроки начала овладения словесной речью. 4 У ранооглохших детей не происходит её спонтанного формирования, и дети открывают для себя мир слов в основном в образовательном учреждении. 4
- Одновременное и параллельное усвоение разных видов речи. 14 Глухие дети усваивают словесную и жестовую речь, устную, письменную и дактильную. 14
- Трудности овладения словарным составом и грамматическим строем словесной речи. 14 У глухих детей наблюдаются большие трудности при усвоении грамматического строя языка — как в случае необходимости грамматически правильно оформить свои мысли, так и в случае понимания грамматических конструкций в речи окружающих людей. 4
- Искажение произношения. 45 Для произносительной стороны речи слабослышащих характерно: общая неточность артикуляторных действий, недостаточно выраженные модуляции голоса, типичные смешения звуков, затруднено усвоение звукового состава языка. 4
- Ограниченность словарного запаса. 45 Слабослышащие дети сначала овладевают наиболее актуальными для них, нужными в обиходе и, главное, доступными по значению словами. 4
Однако при условии специального обучения дети с нарушениями слуха способны овладеть устной внятной и разборчивой речью. 2