Нарушения фонематических процессов могут негативно влиять на обучение грамоте и письму, так как чёткость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение и сформированность фонематического анализа и синтеза являются основой грамотного письма и чтения. 2
Некоторые последствия нарушений фонематических процессов:
- Трудности с звуковым анализом и синтезом слов. 1 Из-за отставания развития фонематического слуха словарь ребёнка не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. 1 Также не формируется в нужной степени грамматический строй речи. 1
- Ошибки при чтении. 25 Дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке. 2 Чтение характеризуется замедленным темпом, так как ребёнок часто «застревает» на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком и осмыслить читаемое. 5
- Ошибки при письме. 15 К ним относятся замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски гласных и согласных букв, слияние слов на письме, раздельное написание частей одного слова, пропуски, наращения или перестановки слогов, орфографические ошибки. 5
- Трудности с усвоением правил правописания. 2 Ребёнок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. 2
Даже слабо выраженные отклонения в фонематическом развитии являются серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требуют комплексной систематической работы над формированием фонематического слуха и фонематического восприятия. 3