Для проведения литературоведческого анализа произведения рекомендуется следовать определённому плану: 45
- История создания. 45 Позволяет понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе. 4
- Смысл названия. 45 В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. 4
- Жанр. 45 Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.). 4
- Тема, идея и проблематика. 45 Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. 4 Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. 4
- Композиция и ключевые эпизоды. 45 В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке, постопозиции. 4
- Конфликт. 45 Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). 4
- Система героев и образов. 45 В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте. 4
- Позиция автора. 45 Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе. 4
- Художественные средства. 45 Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. 4
- Выводы. 4 В заключении упоминаются основные идеи произведения и даётся общая оценка прочитанного. 5
Также сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий. 4