Для практического применения наставничества в обучении можно следовать таким рекомендациям:
- Определить условия, в которых наставничество будет эффективным. 2 Такой подход целесообразен, например, когда необходима быстрая и массовая подготовка новичков, нужно подготовить замену опытным специалистам или уровень подготовки выпускников образовательных учреждений не соответствует требованиям бизнеса. 2
- Выбрать методики обучения. 2 Обычно используются прикладные методики, например:
- Обучение действием. 2 Стажёр обучается, подражая наставнику по принципу «делай как я», а задача наставника заключается в демонстрации конкретного навыка, правильной модели поведения или алгоритма действий. 2
- Эвристический метод. 2 Стажёр получает от наставника исходные примеры, задачи, описания ситуаций и другую информацию к размышлению, а затем анализирует её и делает выводы (самостоятельно или с помощью наставника). 2
- Поэтапное формирование умственных действий (цикл Колба). 2 Наставник помогает стажёру последовательно пройти четыре этапа обучения: получение опыта, наблюдение, формирование теории и закрепление на практике. 2
- Дидактический метод. 2 Наставник знакомит стажёра с необходимой для работы информацией, изложенной в виде чётких, понятных и не подлежащих обсуждению аксиом, а затем каждая такая аксиома отрабатывается на практике или иллюстрируется практическими примерами. 2
- Объяснительно-иллюстративный метод. 2 Наставник сначала приводит примеры из практики, а затем с помощью стажёра делает из них выводы, которые в дальнейшем обучении рассматриваются, иллюстрируются и применяются как аксиомы. 2
- Выбрать готового к роли наставника сотрудника. 2 Это должен быть опытный специалист, обладающий знаниями и навыками, необходимыми для эффективного обучения новичка, и готовый давать ему полноценную обратную связь: отвечать на вопросы, проводить работу над ошибками, контролировать качество выполнения работ и помогать в процессе первичной отработки новых навыков. 2
- Разработать программу подготовки наставников и утвердить положение о наставничестве. 2 Когда наставники будут готовы к работе со стажёрами, составить для них индивидуальные планы задач. 2
Эффективной работа по наставничеству будет в случае взаимной заинтересованности наставника и подшефного, административного контроля за процессом наставничества, тщательно продуманного планирования и своевременного отслеживания промежуточных результатов сотрудничества. 1