Для реализации индивидуального подхода в процессе обучения можно предпринять следующие шаги:
- Изучить индивидуальные особенности учеников. 3 Нужно учитывать пол, возраст, умственные способности, уровень физического развития, особенности психики, черты характера, интересы и условия жизни. 1
- Фиксировать учеников, которые постоянно или периодически испытывают трудности с усвоением материала. 1
- Сочетать разные форматы взаимодействия с учениками (индивидуальный, групповой, фронтальный). 1
- При работе в коллективе «сильным» ученикам задавать вопросы высокого уровня сложности, а «слабым» — низкого. 1
- Использовать для наглядности и упрощения восприятия информации современные средства преподавания. 1
- Организовывать взаимодействие учеников таким образом, чтобы «сильные» ученики помогали «слабым» разобраться в материале. 1
- Осуществлять мониторинг прогресса учеников и давать оценку в соответствии с их личным продвижением в предмете, а не «средним баллом в классе». 1
- Объяснять материал повторно, если какая-то часть не была усвоена учеником. 1
- Дифференцировать домашние задания: «сильным» — сложнее и меньше (для решения задач нового уровня), «слабым» — проще и больше (для формирования навыка решения задач на простых примерах). 1
- Проводить коллективную проверку домашнего задания с обсуждением наиболее трудных моментов. 1
При разработке системы индивидуального подхода в обучении педагог должен опираться на технические и методические возможности учебного заведения, на выявленные особенности развития ребёнка и установленные у него трудности в обучении. 4