Для развития креативного мышления с помощью естественнонаучных знаний можно использовать, например, такие методы и задания:
- «Если бы». 1 Метод развивает научное мышление, фантазию и помогает проникнуть в суть физических явлений. 1 Например, можно предложить ученикам написать физическое сочинение о том, что произойдёт, если исчезнет магнитное поле Земли или атмосфера Земли. 1
- «Паспорт героя». 1 Ученикам предлагают составить паспорт устройства, явления или вещества. 1 Например, можно составить паспорт воды: указать её внешние характеристики и характер. 1
- «Точка зрения». 1 Суть метода в том, чтобы рассказать о явлении с точки зрения самого явления. 1 Например, можно попросить учеников рассказать об электрическом токе с точки зрения самого тока: что он чувствует, о чём думает, как реагирует на то, что происходит. 1
- «Химические сказки». 1 Это метод креативного письма, который развивает воображение. 1 Можно предложить ученикам написать сказку на тему «Валентность» или «Химические связи». 1
- «Элементы». 1 Ученикам предлагают придумать новое название и символ химического элемента. 1 Этот метод помогает легче запомнить отличительные характеристики каждого элемента. 1
- «Что и зачем». 1 Ученикам показывают любое химическое вещество. 1 Задача — отгадать, как оно называется, какими обладает свойствами и как используется. 1
- «Химия в литературе». 1 Ученикам предлагают отрывки из литературных произведений, в которых можно встретить описания химических процессов. 1 Задача — объяснить происхождение этих процессов. 1
Также для развития креативного мышления с помощью естественнонаучных знаний можно использовать интерактивные задания, выполненные в виде симуляций, проектов с открытым ответом или инженерных задач. 3