Для преодоления аграмматизмов в речи у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется:
- Проводить фронтальные логопедические занятия малыми подгруппами. 1 Занятия планировать в соответствии с лексическими темами на период учебного года с сентября по май. 1
- Использовать различные педагогические методы: 1 практические (упражнения, моделирование, игры), наглядные (картинный материал, макеты, схемы), словесные (рассказ, беседа, пояснение, показ образца). 1
- Работать над словоизменением. 1 Чаще всего у детей старшего возраста возникают сложности с менее употребительными окончаниями. 1 Например, для коррекции образования множественного числа существительных с выпадающей гласной в корне слова (пень — пни, день — дни, ковёр — ковры) применяют игру «Один-много». 1
- Учить согласовывать прилагательные с существительным. 1 Для этого нужно использовать упражнения на каждый тип окончаний, рассматривая прилагательные мужского, женского, среднего рода, а также множественного числа. 1
- Работать над согласованием существительных с числительным. 1 При согласовании существительных с количественными числительными два, три, четыре существительные мужского рода будут иметь окончания -А или -Я, а существительные женского рода — окончания -Ы –И. 1
- Учить правильно употреблять предлоги. 15 Для этого можно использовать упражнения на цепочку слов с однотипными окончаниями. 1 Например: на окне, на столе, на горе; на лугу, на лбу, на валу и т. д.. 1
- Учить образовывать существительные при помощи уменьшительных суффиксов. 1 Для этого используют логопедические игры и упражнения, направленные на образование новых слов по образцу, например игру «Назови ласково». 1
- Учить образовывать глаголы при помощи приставок. 1 На этом этапе нужно объяснить ребёнку смысловые значения различных глагольных приставок. 1 После того, как ребёнок усвоит значения приставок, ему предлагают задания на образование различных глаголов при помощи этих приставок. 1
Для устранения грамматических ошибок у дошкольников требуется длительная систематическая целенаправленная работа логопеда, воспитателей, а также родителей детей, посещающих логопункт. 3