Для организации предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, направленной на развитие исследовательских навыков, можно использовать следующие подходы:
- Создание центра экспериментирования. 1 В нём должны быть представлены различные материалы для исследования. 1 Материалы для опытов хранят на полочках, в коробках и контейнерах. 1 Важно, чтобы они были доступны для детей и постоянно пополнялись. 1
- Использование дидактических материалов. 1 Это могут быть познавательные книги, атласы, тематические альбомы, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. 14
- Применение приборов-помощников. 1 К ним относятся микроскоп, лупы, увеличительные стёкла, весы, песочные, механические часы, компас, магниты и другие. 1
- Использование стимулирующих материалов. 1 Это могут быть разнообразные сосуды из различных материалов, сита, воронки, природный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы и другие. 1
- Создание мини-музея коллекций. 1 Дети могут размещать собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы. 1 Тематика коллекций зависит от интересов детей. 1
- Организация исследовательской экспериментальной лаборатории. 23 Она предназначена для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала. 23 Главная задача лаборатории — научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. 2
- Создание метеостанции. 12 На ней можно разместить специальное оборудование, предназначенное для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. 12
При организации предметно-пространственной среды важно учитывать, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 13