Теорию педагогической поддержки О. С. Газмана можно охарактеризовать как концепцию гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей, основанную на помощи ребёнку в его саморазвитии. 13
Некоторые особенности теории:
- Гармония социализации и индивидуализации. 1 Первый процесс способствует усвоению ребёнком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности, второй — становлению его индивидуальности. 1
- Гуманистические принципы воспитательного взаимодействия. 1 О. С. Газман считал, что ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей, а самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка. 1
- Пять этапов технологии педагогической поддержки: 1
- Диагностический. 1 Диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы. 1
- Поисковый. 1 Организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны. 1
- Договорный. 1 Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. 1
- Деятельностный. 1 Действует сам ребёнок и действует педагог: одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику. 1
- Рефлексивный. 1 Совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. 1
Некоторые основные идеи теории О. С. Газмана: помощь требуется каждому ребёнку в моменты жизненного выбора, создание условий, чтобы каждый ребёнок научился находить выход из проблемной ситуации самостоятельно, обучение ребёнка нести ответственность за свои решения и действия. 4