Объективно оценить эффективность развития soft skills у детей и подростков практически невозможно. moluch.ru Однако можно отмечать проявления и индикаторы этих навыков. pedsovet.org
Одна из популярных классификаций мягких навыков — концепция 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. pedsovet.org Чтобы оценить уровень soft skills, можно использовать специальную анкету, которую учитель заполняет, наблюдая за детьми на уроке. pedsovet.org
Некоторые параметры анкеты:
- Включение в деятельность. pedsovet.org Критическое мышление: выделяет ли ученик известное и неизвестное, находит ли значимые факторы в условии, определяет ли стратегию и порядок действий. pedsovet.org Креативность: предлагает ли идеи, которые помогают понять задание, развивает ли понравившиеся чужие идеи. pedsovet.org Коммуникация: задаёт ли вопросы одноклассникам, отвечает ли на их вопросы, разъясняет ли свои предложения. pedsovet.org Кооперация: предлагает ли взять на себя определённую часть работы. pedsovet.org
- Участие в решении. pedsovet.org Критическое мышление: обосновывает ли свой способ решения, предлагает ли проверить правильность выполнения отдельных шагов, устанавливает ли взаимосвязи в решении, реагирует ли на нарушение логики решения. pedsovet.org Креативность: предлагает ли идеи, как выполнить задания, развивает ли понравившиеся идеи выполнения задания, находит ли новые источники информации. pedsovet.org Коммуникация: объясняет ли свою позицию одноклассникам, в случае спора или конфликта предлагает ли компромиссное решение, спрашивает ли непонятное в рассуждениях других. pedsovet.org Кооперация: работает ли в команде, встраивает ли результат своей работы в коллективное решение, слушает ли аргументы оппонентов, учитывает ли их в собственных действиях и суждениях, обращается ли к одноклассникам за помощью и советом. pedsovet.org
- Презентация результатов. pedsovet.org Критическое мышление: контролирует ли правильность формулировки идей, которые будут представлены на обсуждение, понимает ли и может ли объяснить значимость полученного решения для изучения курса, применения в жизни, выделяет ли значимые выводы сам или советуется с другими участниками. pedsovet.org Креативность: устанавливает ли и ценит ли новизну выступлений других групп, предлагает ли новые возможности решения, предлагает ли неожиданные идеи презентации. pedsovet.org
Если с помощью анкеты регулярно наблюдать за учениками, то получится отследить их прогресс в овладении навыками 4К. pedsovet.org