Для измерения валидности исследования можно использовать следующие подходы:
- Оценка содержательной валидности. 2 Определяется степень соответствия содержания заданий методики той реальной деятельности, в которой проявляется измеряемое в методике свойство. 2
- Оценка конструктной валидности. 2 Это степень обоснованности того, что методика действительно измеряет заданные и при этом научно обоснованные конструкты. 2 Для этого проверяют ожидаемую связь результатов конкретной методики с показателями других методик, измеряющих сходные характеристики. 2 Например, если для измерения какой-либо черты существует несколько методик, целесообразным будет провести эксперименты по хотя бы двум, и тогда при обнаружении высокой положительной корреляции их результатов между собой можно говорить о валидности. 2
- Оценка критериальной валидности. 2 Это определённая статистическими методами степень соответствия результатов методики и определённых заранее внешних критериев. 2 В качестве подобных критериев могут выступать независимые от результатов методики непосредственные меры исследуемого качества (такие как уровень достижения в какой-либо деятельности, степень развития способности, выраженность определённого свойства личности и т. д.). 2
Также выделяют внутреннюю и внешнюю валидность: 35
- Внутренняя валидность — это показатель, отражающий достоверность выводов, полученных после проведения ряда реальных экспериментальных исследований в сравнении с результатами «идеальных» экспериментов, применимых для той же научной отрасли. 3
- Внешняя валидность — это достоверность полученных результатов исследования по сравнению с итогами экспериментов, направленных на полное соответствие «безупречному» результату. 3