Некоторые упражнения с буквами, которые можно использовать для развития навыков чтения:
- «Найди лишнюю букву». 1 На доске записывают несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). 1 Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой. 1 Ученик анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком. 1
- «Полубуковка». 1 Учитель показывает половину буквы, дети называют её. 1
- «Не проморгай». 1 Ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. 1 Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква. 1
- «Свяжи варежки». 1 На доске вразброс прикреплены бумажные варежки. 1 Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить, например: «Я связал варежки с буквой „Н“». 1
- «Какой буквы не стало». 3 Перед ребёнком выкладывают ряд букв, начиная с 3–4, и предлагают запомнить, в какой последовательности они расположены. 3 Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. 3
- «Волшебный мешочек». 3 Ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы, что развивает тактильную память. 3
- «Буквы по порядку». 4 Интерактивная игра, в которой необходимо расположить буквы в алфавитном порядке. 4
- «Буквы в домике». 4 Задача дидактической игры на изучение алфавита состоит в том, что необходимо перенести картинки, названия которых начинаются, заканчиваются или содержат букву, которая указана на домике. 4
Для развития навыков чтения также можно использовать слоговые таблицы, которые помогают отработать звукосочетания, вызывающие трудности у ребёнка. 5