Схемы для понимания звукового состава слов можно использовать следующим образом:
- Соотносить звуки и знаки. 1 Звуки можно обозначать разными знаками: точками, снежинками, палочками, цветочками, домиками, овалами и т. п.. 1 Например, гласные звуки отмечают красным цветом, твёрдые согласные — синим, а мягкие — зелёным. 34
- Составлять схемы аналитическим или синтетическим способом. 2 В первом случае педагог называет слово целиком, дети делят его на слоги или звуки, затем чертят заданную схему. 2 Во втором — логопед называет последовательно звуки или слоги, дети изображают их графически, затем прочитывают получившееся слово. 2
- Проводить звуковой анализ слова по алгоритму: 4
- Произнести слово и послушать себя. 4
- Выделить первый звук, определить, гласный он или согласный, обозначить его условным значком. 4 Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий — глухой, твёрдый — мягкий. 4
- Выделить второй звук и так с каждым звуком слова. 4
- Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради. 4
Также для развития навыков звукового анализа можно использовать дидактические игры, например: «Хлопни в ладоши», «Определи первый звук в слове», «Собери слово» и другие. 4