Рельефную наглядность можно использовать для обучения детей с нарушениями зрения, чтобы сформировать у них правильные предметно-пространственные представления об окружающем мире. 3
Некоторые способы применения рельефной наглядности:
- Рельефные географические и исторические карты. 1 На них можно воспринимать контуры материков, морей, очертания государств. 1 Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями. 1
- Рельефные чертежи. 1 Основной способ изображения — передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях. 1
- Рельефные схематические изображения. 1 С их помощью можно пояснять устройство и принцип действия какого-либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и т. п.. 1
- Рельефные рисунки. 1 Есть несколько видов таких рисунков, которые могут использоваться при обучении незрячих детей: 1
- Контурный — воспроизводит лишь очертания предмета. 1
- Аппликационный (силуэтный) — передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображаемого предмета. 1
- Барельефные изображения — передают форму поверхности предмета. 1
- Текстовые наглядные пособия, выполненные рельефным шрифтом, например шрифтом Л. Брайля. 1
Чтобы эффективно использовать рельефную наглядность, необходима предварительная работа. 1 Она включает в себя ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение приёмам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умение соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот. 1
Использование рельефной наглядности позволяет обогатить сенсорный опыт ребёнка с нарушением зрения и развить компенсаторные механизмы с использованием сохранного осязательного восприятия. 3