Рельефную наглядность можно использовать для обучения детей с нарушениями зрения, чтобы сформировать у них правильные предметно-пространственные представления об окружающем мире. cyberleninka.ru
Некоторые способы применения рельефной наглядности:
- Рельефные географические и исторические карты. www.maam.ru На них можно воспринимать контуры материков, морей, очертания государств. www.maam.ru Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями. www.maam.ru
- Рельефные чертежи. www.maam.ru Основной способ изображения — передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях. www.maam.ru
- Рельефные схематические изображения. www.maam.ru С их помощью можно пояснять устройство и принцип действия какого-либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и т. п.. www.maam.ru
- Рельефные рисунки. www.maam.ru Есть несколько видов таких рисунков, которые могут использоваться при обучении незрячих детей: www.maam.ru
- Контурный — воспроизводит лишь очертания предмета. www.maam.ru
- Аппликационный (силуэтный) — передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображаемого предмета. www.maam.ru
- Барельефные изображения — передают форму поверхности предмета. www.maam.ru
- Текстовые наглядные пособия, выполненные рельефным шрифтом, например шрифтом Л. Брайля. www.maam.ru
Чтобы эффективно использовать рельефную наглядность, необходима предварительная работа. www.maam.ru Она включает в себя ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение приёмам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умение соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот. www.maam.ru
Использование рельефной наглядности позволяет обогатить сенсорный опыт ребёнка с нарушением зрения и развить компенсаторные механизмы с использованием сохранного осязательного восприятия. cyberleninka.ru