Проблемные ситуации можно использовать для активизации познавательной деятельности младших школьников практически на всех предметах и этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. 2
Некоторые приёмы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения. 2
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. 2
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций. 2
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 2
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. 2
- Ставить проблемные задачи, например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. 2
Некоторые методы использования проблемных ситуаций:
- Метод проблемного изложения. 3 Учитель формулирует проблему и постепенно, шаг за шагом, направляет учащихся к её решению. 3
- Метод частично-поисковой работы. 3 Учитель ставит перед учениками задачу, которая требует самостоятельного поиска решения. 3
- Метод исследовательской работы. 3 Учащиеся самостоятельно ставят перед собой задачу и ищут пути её решения. 3 Учитель выполняет роль консультанта, помогая ученикам найти нужные источники информации, формулировать гипотезы и проверять их на практике. 3
Важно, чтобы учитель не давал готовых решений, а лишь помогал детям самостоятельно прийти к выводу. 3