Проблемные ситуации можно использовать для активизации познавательной деятельности младших школьников практически на всех предметах и этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. www.art-talant.org
Некоторые приёмы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения. www.art-talant.org
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. www.art-talant.org
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций. www.art-talant.org
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. www.art-talant.org
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. www.art-talant.org
- Ставить проблемные задачи, например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. www.art-talant.org
Некоторые методы использования проблемных ситуаций:
- Метод проблемного изложения. solncesvet.ru Учитель формулирует проблему и постепенно, шаг за шагом, направляет учащихся к её решению. solncesvet.ru
- Метод частично-поисковой работы. solncesvet.ru Учитель ставит перед учениками задачу, которая требует самостоятельного поиска решения. solncesvet.ru
- Метод исследовательской работы. solncesvet.ru Учащиеся самостоятельно ставят перед собой задачу и ищут пути её решения. solncesvet.ru Учитель выполняет роль консультанта, помогая ученикам найти нужные источники информации, формулировать гипотезы и проверять их на практике. solncesvet.ru
Важно, чтобы учитель не давал готовых решений, а лишь помогал детям самостоятельно прийти к выводу. solncesvet.ru