Приём наглядного моделирования можно использовать при развитии связной речи у детей, чтобы помочь им увидеть главное, систематизировать полученные знания, научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. 2
Некоторые способы применения наглядного моделирования:
- Составление рассказов. 14 Можно использовать опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки-символы, реальные предметы. 1 Например, для составления рассказа по сюжетной картине, рассказа-описания пейзажной картины, сравнительного описания предметов. 1
- Пересказ. 1 Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц и концентрируют внимание на правильном построении предложений. 1
- Заучивание стихотворений. 1 На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, всё стихотворение зарисовывается схематически. 1 После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. 1
- Составление творческих рассказов. 4 Ребёнку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. 4
- Обучение составлению сказок по силуэтным изображениям. 45 В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений. 45 Взрослый задаёт начало сказки и предлагает продолжить её, опираясь на силуэтные изображения. 45
Наглядное моделирование повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников. 5