Некоторые способы использования нетрадиционных форм уроков для обобщения знаний по естествознанию:
- Урок-путешествие. 45 Ученики участвуют в воображаемом путешествии по определённому маршруту (например, по природным зонам России или планетам Солнечной системы). 45 Содержание урока изучается по мере продвижения, на остановках, которые имеют интересное название. 5
- Урок-аукцион. 5 На продажу выставляют товар (например, набор открыток). 5 Ученики представляют знания учебного и дополнительного материала по теме, чтобы продать товар. 5
- Киноурок. 5 Ученики могут посмотреть учебный видеофильм и обсудить его, а также создать собственный фильм по учебной теме и представить его. 5
- Мультимедийное занятие. 5 Учащиеся работают за компьютерами по определённой образовательной программе. 5 Это может быть виртуальный эксперимент, выполнение проверочных заданий, рисование объектов природы и другое. 5
- Уроки по типу телепередач. 5 Такие занятия, как «КВН», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Счастливый случай» и другие, позволяют ученикам в игровой форме проверить свои знания и оценить собственные возможности. 5
- Устный журнал. 5 Из листов ватмана или в компьютерной вариации изготовляется альбом-журнал (например, «Природа нашего края», «История географических открытий»). 5 В ходе занятия постепенно открываются страницы журнала, на каждой из которых предусматривается определённый вид деятельности школьников по обобщению и систематизации учебного материала. 5
- Пресс-конференция (круглый стол). 5 Ученики составляют доклады по выбранной проблемной теме, учитель выступает в роли консультанта и координатора работы. 5
- Урок открытого письма. 5 В начале работы по учебному разделу в классе помещается «ящик для почемучек», куда дети должны опустить записки с вопросами по содержанию материала раздела. 5
Нетрадиционные уроки обычно проводятся не чаще одного-двух раз в четверть, желательно ставить их по расписанию последними, так как ученики могут увлечься игрой и это помешает проведению следующих уроков. 4