Использование неречевых звуков в обучении логопедии помогает развивать фонематический слух. 13 Упражнения с неречевыми звуками учат улавливать и дифференцировать различные звуки окружающего мира, различать их по громкости, определять источник и направление звука. 1
Некоторые способы использования неречевых звуков в обучении:
- «Угадай, что звучит». 12 Ребёнку предлагают определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. 1
- «Что гремит». 1 За спиной у ребёнка (чтобы он не видел предмет) нужно поочередно греметь различными музыкальными игрушками, начиная с двух резко отличающихся по звуку: например, звенеть в колокольчик и стучать в барабан. 1
- «Поймай звук». 1 Произносится звук колокольчика. 1 Задача ребёнка — хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук. 1
- «Хлопни, топни, попрыгай». 1 Взрослый даёт код: «Если играет колокольчик, хлопни в ладоши; если будет барабан, топни ногой, если погремушка, подпрыгни». 1
- «Какая машина». 2 Логопед включает запись проезжающих машин, а дети угадывают их названия по звучанию: полицейская, пожарная, трамвай, легковая, трактор, грузовая и так далее. 2
- «Звуковые коробочки». 2 Логопед знакомит детей с предметами и их звучанием, которые помещаются в звуковой коробочке. 2 В небольшую коробку прячет деревянный шарик, монеты, пуговицы, спички и другие мелкие предметы, которые издают характерные звуки. 2 Дети отгадывают и называют их. 2
- «Кто это?». 2 Сначала логопед предлагает детям изобразить голоса домашних животных на картинках. 2 Затем логопед включает аудиозапись. 2 Дети слушают и называют домашнего животного, который издаёт звуки. 2
В работе с неречевыми звуками могут помочь специальные приложения для телефона, например «Что звучит?» или «Угадай звук (Guess the sound)». 4