Несколько способов использовать игровые элементы при обучении грамоте:
- Введение игровых и литературных персонажей. 2 Сказочный герой приносит задания, просит детей о помощи, помогает им их выполнить, проверяет правильность выполнения. 2 Например, это могут быть Незнайка, Буратино, Карлсон. 2
- Создание игровой ситуации. 2 В ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. 2 Например, им пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо его имя выясняется в ходе выполнения заданий. 2
- Использование наглядного занимательного материала. 2 Например, при ознакомлении со звуками можно познакомить детей со Звуковичками. 2 Они помогают абстрактные понятия сделать конкретными: гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 2
- Проведение игр. 2 Например:
- «Назови слово». 2 Способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их качественному звучанию. 2
- «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов». 2 Закрепляет умение выделять определённые звуки в слове и называть слова с заданным звуком. 2
- «Заблудились в лесу». 2 Ребёнок зовёт заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук. 2
- «Звукоежка». 2 Дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало), чтобы получилось слово. 2
- «Найди предметы со звуком…». 2 Учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определёнными звуками. 2
- «Построй пирамиду». 2 Закрепляет умение детей делить слова на слоги (дети выставляют сначала карточки со словами из трёх слогов, затем из двух, и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога). 2
Использование игровых приёмов помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. 1