Формирующее оценивание можно использовать для развития мотивации у учащихся следующим образом:
- Оценить опыт ученика и его потребности. 1 Это позволит скорректировать учебный процесс с помощью дифференцированного подхода к обучающимся. 1
- Поощрить сотрудничество и развитие относительно самого себя. 1 Учащиеся самостоятельно или в сотрудничестве планируют свою деятельность без принуждения, делают выводы, учатся на ошибках, тем самым повышая собственную мотивацию к изучению предмета. 1
- Осуществлять мониторинг прогресса учащихся. 1 При регулярном самоанализе учащегося формируется копилка полезных комментариев и отзывов, отмечающая как слабые, так и сильные стороны при изучении конкретной темы и в целом предмета. 1
Некоторые приёмы формирующего оценивания, которые помогают развить мотивацию у учащихся:
- Одноминутное эссе. 2 В конце урока учитель предлагает ученикам написать короткое эссе, в котором они отвечают на вопросы: что главное они узнали на уроке и какой материал остался им непонятным? 2 Такие эссе помогают учителю и ученикам выявить и проанализировать трудности, возникшие в процессе освоения программы по предмету. 2
- Самостоятельное составление вопросов для тестирования. 2 Учитель и ученик меняются ролями: дети сами составляют вопросы для тестирования. 2 Для этого им нужно структурировать свои знания и оценить масштаб изучаемой темы. 2 Такой приём помогает не только выявить пробелы в освоении программы, но и повысить активность, субъектность детей как участников образовательного процесса. 2