Для использования фонетического разбора для развития фонематического слуха у школьников можно следовать таким рекомендациям:
- Предложить ученику произнести вслух слово. 2 Это поможет ему осознать объект предстоящего разбора. 2
- Найти ударный слог и произнести слово по слогам. 2 Изменение места ударения чаще всего заметно влияет на звуковую структуру слова. 2
- Протянуть (выделить голосом) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать. 2 После того как ученик назвал нужный звук, он характеризует его: о гласном говорит, ударный он или безударный, а о согласном — твёрдый или мягкий. 2
- Обозначить выделенный звук условным значком. 2 Это помогает школьникам «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. 2
- Проверить, получилось ли слово. 1 Ученик прочитывает слово по схеме, сравнивает звучание с оригинальным вариантом. 1
Также для развития фонематического слуха можно использовать слуховые упражнения, например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в чётком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений. 3