Экспериментирование помогает дошкольникам «открыть новое знание» за счёт сравнения, измерения и выводов. 14
Некоторые способы использования экспериментирования для развития математических способностей у дошкольников:
- Изучение формы. 14 Например, можно показать, что вода не имеет формы. 4 Для этого понадобятся прозрачные сосуды разной формы и ёмкость с чистой водой. 4 Нужно налить воду в один из сосудов и переливать её в другие сосуды различной формы, следя за тем, чтобы она не разлилась. 4 Затем вылить воду из сосуда на поднос, чтобы дети увидели, что вода растеклась и приняла форму подноса. 4
- Измерение сыпучих и жидких материалов. 1 Можно провести эксперимент «В какую бутылку быстрее нальётся вода?». 1 Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая узкая и низкая широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объём воды. 1 Ещё один эксперимент — «Сколько ложек крупы в чашке?». 1 Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме или заданию на рабочем листе. 1
- Деление предметов на равные части. 14 Можно предложить детям установить экспериментальным путём, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. 14
- Закрепление понятия «Величина». 1 Можно создать мотивационную ситуацию, например, игру «Магазин», в которой перепутались ленточки, и нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой. 1
Эксперимент должен быть безопасным, интересным, не долгим и ярким, а также сопровождаться умозаключением ребёнка. 4 Важно давать возможность ребёнку задавать вопросы, а если он достиг старшего дошкольного возраста (5–7 лет), то направлять его на достижение самостоятельного ответа. 4