Экспериментирование помогает дошкольникам «открыть новое знание» за счёт сравнения, измерения и выводов. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai psychology.snauka.ru
Некоторые способы использования экспериментирования для развития математических способностей у дошкольников:
- Изучение формы. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai psychology.snauka.ru Например, можно показать, что вода не имеет формы. psychology.snauka.ru Для этого понадобятся прозрачные сосуды разной формы и ёмкость с чистой водой. psychology.snauka.ru Нужно налить воду в один из сосудов и переливать её в другие сосуды различной формы, следя за тем, чтобы она не разлилась. psychology.snauka.ru Затем вылить воду из сосуда на поднос, чтобы дети увидели, что вода растеклась и приняла форму подноса. psychology.snauka.ru
- Измерение сыпучих и жидких материалов. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai Можно провести эксперимент «В какую бутылку быстрее нальётся вода?». xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая узкая и низкая широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объём воды. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai Ещё один эксперимент — «Сколько ложек крупы в чашке?». xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме или заданию на рабочем листе. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
- Деление предметов на равные части. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai psychology.snauka.ru Можно предложить детям установить экспериментальным путём, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai psychology.snauka.ru
- Закрепление понятия «Величина». xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai Можно создать мотивационную ситуацию, например, игру «Магазин», в которой перепутались ленточки, и нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой. xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
Эксперимент должен быть безопасным, интересным, не долгим и ярким, а также сопровождаться умозаключением ребёнка. psychology.snauka.ru Важно давать возможность ребёнку задавать вопросы, а если он достиг старшего дошкольного возраста (5–7 лет), то направлять его на достижение самостоятельного ответа. psychology.snauka.ru