Цифровые лаборатории на уроках физики можно использовать для расширения диапазона опытов и исследований, изучения быстропротекающих процессов, фиксации малых изменений, неочевидных в традиционном эксперименте. viro35.ru www.prodlenka.org
Некоторые примеры использования:
- Изучение темы «Сила трения». nsportal.ru www.prodlenka.org Вместо динамометра используют датчик силы и цифровую лабораторию. nsportal.ru www.prodlenka.org Двигая брусок с помощью датчика силы, получают график изменения приложенной силы от времени и определяют не только силу трения скольжения, но и максимальную силу трения покоя. nsportal.ru www.prodlenka.org
- Изучение темы «Механические колебания». nsportal.ru www.prodlenka.org Цифровую лабораторию применяют при объяснении темы, решении экспериментальных задач и выполнении лабораторных работ. nsportal.ru www.prodlenka.org Например, можно экспериментально доказать, что свободные механические колебания с течением времени затухают. nsportal.ru www.prodlenka.org
- Выполнение лабораторной работы «Изучение зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза». nsportal.ru infourok.ru Исследуют движение грузов разной массы, колеблющихся в вертикальном направлении. nsportal.ru infourok.ru Графики зависимости координаты от времени показывают гармоничность малых колебаний и позволяют быстро определить период свободных колебаний пружины с разными грузами и выявить искомую зависимость. nsportal.ru infourok.ru
Алгоритм использования цифровой лаборатории на уроке физики: viro35.ru
- Знакомство учащихся со всеми датчиками. viro35.ru Необходимо объяснить подключение датчиков к компьютеру, их калибровку, показать результаты измерений в виде графиков, таблиц, диаграмм и цифровых значений, объяснить варианты анализа экспериментальных данных. viro35.ru
- Подбор соответствующего датчика к уроку (экспериментальной задаче, лабораторной работе, исследованию или проекту) согласно рабочей программе. viro35.ru При необходимости зарядить датчик или проверить подключение (если измерительный прибор проводной). viro35.ru
- Проверка калибровки каждого датчика, определение диапазона возможных экспериментальных значений с учётом погрешности. viro35.ru
- Разработка правила техники безопасности для данного датчика, ознакомление обучающихся с этими правилами до начала работы. viro35.ru
- Обобщение и систематизация учителем необходимого теоретического материала в отдельном файле или презентации. viro35.ru
- Планирование хода работы с цифровыми датчиками для обучающихся, определение способа обработки экспериментальных данных. viro35.ru
- Создание базы для хранения экспериментальных данных по каждому ученику или группе учащихся. viro35.ru
- Обсуждение с обучающимися критериев оценивания работы. viro35.ru
- Проведение лабораторной работы с использованием цифровых датчиков, работа обучающихся в группах, в парах по фиксированию результатов измерений и формулированию выводов. viro35.ru
- Подведение итогов лабораторной работы, оценивание результатов лабораторной работы по критериям. viro35.ru
Использование цифровых лабораторий позволяет интенсифицировать процесс обучения, сделать его мобильным, дифференцированным и индивидуальным. viro35.ru