Для дифференциации учащихся по уровню образовательных достижений можно использовать, например, следующие подходы:
- Деление класса на группы («сильные», «средние», «слабые») с учётом степени развития учебных возможностей, способностей к учению и работоспособности учащихся. 1 Для каждой группы подбираются задания и темп работы. 1
- Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения. 1 На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений. 1
- Подготовка заданий с учётом тех трудностей, которые испытывает ученик. 1 Для слабых учащихся — алгоритмы решений, планы работы и т. д., для сильных учащихся — задания повышенной трудности. 1
- Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов. 1
Некоторые критерии дифференциации учащихся:
- Уровень обучаемости. 5 Он отражает развитие психических процессов, потенциальные возможности учащихся в усвоении познавательной информации. 5
- Обученность. 5 Она отражает итоги предыдущих этапов образовательной деятельности и применяется в качестве критерия дифференциации на этапе обучения во втором, третьем и четвёртом классах. 5
- Типологические особенности развития учащихся. 5 Они отражают преобладание в организме процессов торможения над процессами возбуждения и наоборот, а также уравновешенное развитие данных процессов. 5
- Уровень возможностей учащихся. 5 Он может соответствовать содержанию образовательной программы или требовать углублённого изучения конкретной дисциплины. 5
- Способ восприятия информации. 5 Учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. 5 Одни учащиеся лучше воспринимают информацию, представленную в словесной форме, другие — наглядные данные, а третьим требуется текстовая информация. 5